Внутренний консультант компании
Внутренний консультант компании
Автор: Г.К. Кувина,
Директор «Школы делового обучения»
Профессиональный консультант по управлению
Источник: журнал «Бизнес Life», №11(65), ноябрь 2012
В современном бизнесе именно персонал становится ключевым капиталом и активом, который требует тщательного подбора, обучения и развития.
Тенденции рынка труда таковы, что роль отдела кадров компаний меняется, — теперь от кадровиков требуется не просто ведение делопроизводства, а умение развивать человеческие ресурсы. При этом подразумевается, что управление человеческим капиталом, или HR-менеджмент, становится наиболее востребованным инструментом управления. Как изменилась роль руководителя кадровой службы и каковы возможности применения нового инструмента HR-менеджмента (HRM) — внутреннего консультирования?
Особенность ролей и позиции HR-менеджера
Традиционно HR-менеджеру отводится в компании, как правило, три основных роли:
- Кадровый администратор (документооборот, обеспечение выполнения персоналом правил и процедур, принятых в компании).
- Менеджер по персоналу, советник, внутренний консультант, методолог (функция поддержки).
- Бизнес-партнер — представитель топ-менеджмента, обеспечивающий организационные изменения в компании.
Чем больше ожиданий связывает с его деятельностью руководство, тем большим набором знаний и компетенций он должен обладать.
Какие знания и навыки требуются менеджеру по персоналу для успешного выполнения этой функции?
Можно считать, что у службы персонала в компании есть две основные функции, которые она выполняет самостоятельно: кадровое делопроизводство и рекрутинг (наем персонала). Все остальное — это внутренний консалтинг. Прямого «управления персоналом» HR-специалист не выполняет. Персоналом управляют линейные руководители. Директор по персоналу в лучшем случае управляет только сотрудниками своего отдела. Все остальные направления работы, отличные от двух названых, нацелены лишь на помощь другим в управлении.
HR-менеджер, так или иначе, играет роль внутреннего консультанта в своей компании. Прежде всего, это касается разрешения внутренних конфликтов, для чего менеджеру по персоналу необходимо желание и умение вместе с руководителями подразделений находить выходы из необычных ситуаций — зачастую с помощью нестандартных способов.
Обязанностью HR-менеджера является генерация идей, разработка методик и технологий, а также регулирующих документов, поддержка работы руководителя среднего звена по управлению человеческими ресурсами как активом компании. При этом HR-служба должна разрабатывать единые корпоративные процедуры работы с персоналом, а линейные руководители всех уровней должны внедрять их и эффективно использовать. К таким процедурам можно отнести правила приема и увольнения сотрудников, программы адаптации, подготовки и развития персонала и другие.
Очень важная для HR-специалиста компетенция — ориентация на внутреннего клиента (руководителя, линейного менеджера, рядового сотрудника) и стремление как можно более качественно реагировать на его потребности. Кроме того, ему необходимо иметь развитую компетенцию «управление исполнением», в которой проявляются организаторские навыки: планирование, делегирование и тому подобное. Работа менеджера по персоналу сегодня тесно связана с проектами, поэтому все большее значение приобретает компетенция «работа над проектами». Впрочем, как и умение устанавливать и управлять деловыми отношениями с партнерами.
Предпосылки усиления функции HR-менеджера как консультанта
Эксперты по вопросам управления человеческими ресурсами приходят к выводу, что в последние годы наметились определенные изменения в подходах к HRM. Руководители высшего звена все чаще настаивают на том, что все руководители подразделений должны быть способны самостоятельно решать кадровые проблемы, а не отгораживаться от этих проблем и не передавать их решение в HR-подразделение. Отсюда вытекает задача постоянного обучения и консультационного сопровождения HR-менеджером руководителей подразделений по вопросам работы с кадрами.
Эволюционное развитие служб персонала происходило следующим образом. Вначале это были обычные отделы кадров, выполняющие исключительно административные функции. Потом они выросли в службы персонала, которые помимо административных функций занимаются развитием персонала (привлечение, отбор, обучение, ротация, развитие карьеры и т. п.). При управлении человеческими ресурсами ко всем вышеперечисленным функциям добавляется еще одна — стратегическая. Основными характеристиками управления человеческими ресурсами являются:
- обязательное вовлечение топ-менеджмента в стратегию, процессы, политику работы с людьми в компании;
- интеграция кадровой политики в бизнес-стратегию;
- развитие идей приверженности к компании — как основная цель управления людьми в компании;
- тщательный отбор и развитие персонала.
Служба управления персоналом должна вырасти из специальной, вспомогательной по отношению к основному бизнесу, функции в неотъемлемую часть компании. Линейные менеджеры скоро будут вынуждены изменить свое отношение к HR. Это потребует от линейных менеджеров взять на себя ответственность за руководство людьми, посвящать этому больше времени и усилий.
Причины, по которым HR-менеджер лучшим образом может справиться с ролью внутреннего консультанта:
- HR-руководитель владеет более полной информацией о компании. Как правило, руководитель HR-подразделения имеет фактическую информацию обо всех человеческих ресурсах компании, знает уровень профессионального развития сотрудников, хорошо понимает бизнес-процессы той или иной функции на уровне линейных менеджеров.
- HR-руководитель обладает качественно иными знаниями. Большинство HR-сотрудников имеют гуманитарное образование, хорошо ориентируются в психологических и социальных сферах, обладают развитым эмоциональным интеллектом. Данные знания позволяют им находить общий язык практически с любым сотрудником или руководителем.
- HR-руководитель имеет возможность смотреть на компанию системно. HR-функция вовлечена практически во все процессы компании, ее специалисты владеют информацией о трудностях тех или иных подразделений, причем, в отличие от линейных менеджеров, HR-руководитель может посмотреть на существующее положение дел системно.
Особенности внутреннего консультирования:
- Во-первых, существует ряд проблем, решить которые способны исключительно внешние эксперты. Важно различать проблемы, требующие внешней поддержки, консультаций или процессного сопровождения, и те ситуации, где существует возможность справиться самостоятельно.
- Во-вторых, необходимым условием реализации руководителя HR-подразделения в роли консультанта по организационному развитию компании является качественно выстроенная система функционирования внутренних процессов подразделения. Попытки HR-руководителя инициировать консалтинг в ситуации, когда тот или иной процесс HR-функции не работает (например, трудно привлечь и мотивировать по-настоящему талантливых руководителей среднего звена), не увенчаются успехом и встретят сопротивление коллег-руководителей.
Преимущества HR -менеджера как консультанта
Какие преимущества получает HR-руководитель, если становится внутренним консультантом по организационному развитию собственной компании?
- Во-первых, данная позиция требует овладения новыми навыками и знаниями, которые значительно увеличат потенциал руководителя HR-подразделения, а их использование, безусловно, расширит границы развития бизнеса в целом.
- Во-вторых, статус внутреннего консультанта позволит HR-менеджеру посмотреть на систему функционирования организации с различных сторон, что будет способствовать полноценному пониманию существующих трудностей в профессиональной деятельности при достижении целей.
- В-третьих, позиция внутреннего консультанта может являться для руководителя HR подразделения дополнительной карьерной ступенькой.
Распределение ролей в сфере управления персоналом между службой персонала и линейным руководителями
Традиционно работа по управлению персоналом делится всегда между двумя группами сотрудников:
- профессионалами в области управления персоналом, которые предлагают инструменты воздействия на персонал и являются внутренними консультантами;
- линейными менеджерами, осуществляющими непосредственное руководство подразделениями.
Поэтому, работая над процессами управления персоналом, недостаточно их просто создать, их надо запустить и получить поддержку всех линейных менеджеров, добиться понимания ими полезности и необходимости предложенных инструментов.
Работа с линейными менеджерами
Управление персоналом представляет собой систему, взаимосвязанных элементов, которая функционирует эффективно только в случае сохранения целостности. Линейные руководители — часть этой системы. С одной стороны, они должны обеспечить необходимые производственные результаты, с другой — работу подчиненных, под которой подразумеваются соблюдение трудовой и производственной дисциплины, отсутствие конфликтов в коллективе, высокая трудовая мотивация, командная работа и прочее. Помимо этого, линейный менеджер должен быть хорошо подкован в вопросах трудового законодательства. Решение основных задач по управлению человеческими ресурсами должно брать на себя руководство организации — высший и средний менеджмент. А задача грамотной службы по работе с персоналом — обеспечить руководителей необходимым инструментарием, сделать так, чтобы руководители высшего и среднего звена через некоторое время смогли обходиться без HR-специалистов.
Коммуникация — составная часть комплексной системы управления персоналом. Чрезвычайно важным представляется наладить процесс эффективной коммуникации между кадровой службой и линейным руководителем. Сотрудники службы персонала должны находиться в постоянном контакте с руководителями высшего и среднего звена, обучать их грамотному и эффективному использованию инструментария кадровой работы.
Процесс перехода HR от административной к консультационной функции
При работе HR-менеджера в качестве консультанта происходит следующее.
Чем больше процедур применяет менеджер по персоналу, тем больше он чувствует потребность в систематизации разрозненных технологий, объединении их в систему. Требование системности возникает из-за тесной взаимосвязи всех функциональных составляющих в области управления персоналом. Из процедур начинают формироваться более сложные управленческие инструменты, называемые политиками в области управления персонала. Возникает система взаимосвязанных инструментов, позволяющих управлять численностью и структурой персонала, его квалификационными, мотивационными и иными характеристиками с целью решения стратегических задач предприятия. А значит, формируется стратегия в области управления персоналом, направленная на достижение целей компании.
Компетенции HRM как консультанта
Внутренним консультантом может стать не каждый HR-менеджер, а наиболее профессиональный специалист, который является экспертом в своей области, хорошо знает необходимые инструменты и технологии управления персоналом. При этом HR-менеджеру не обойтись без отличных коммуникативных навыков, способности к письменному и устному выражению своих мыслей, умения вести групповые дискуссии. Необходимы также специализированные консалтинговые компетенции: например, выявление потребностей внутренних клиентов или умение задавать «правильные» вопросы.
Чтобы быть успешным внутренним консультантом, HR-менеджер должен обладать такими компетенциями (знаниями и личностными качествами), как умение убеждать руководство и персонал, быть контактным, уметь расположить к себе, обладать навыками консультанта-тренера. Он должен уметь обучать руководителей среднего звена навыкам пользования кадровыми инструментами, такими как навыки проведения интервью при приеме на работу, методы материального и нематериального стимулирования работников, технологии оценки персонала, навыки мониторинга рабочей атмосферы, удовлетворенности сотрудников условиями труда, развития командной работы с достижением желаемых результатов, формирования корпоративной культуры. Он может выявлять сильные и слабые стороны сотрудников, умеет использовать их трудовой потенциал, составлять планы обучения и развития персонала
Совместное управление персоналом подразделений должно основываться в первую очередь на осуществлении HR-менеджером роли консультанта линейного руководителя, профессиональной помощи в развитии персонала, предоставлении необходимых знаний и методик для управления. Постоянное общение с линейным руководителем также необходимо HR-менеджеру для получения обратной связи в работе с персоналом в подразделениях. Построение консультативных взаимоотношений HR-менеджера с линейным менеджментом позволит создать целостную систему управления персоналом с применением принципа целесообразности и уместности.