Общайся и… властвуй
Общайся и… властвуй
Автор: Г.К. Кувина,
Директор компании «Бизнес Консалтинг Тренинг»
Источник: журнал «Бизнес Life», №4(10), апрель 2008
Современному руководителю или владельцу компании приходится быть мультифункциональным. Но как в текучке ежедневных дел не упустить главного, дабы совершить качественный рывок в управлении?
В период подъемов и спадов развития компании от ее руководителей требуются мобилизация и усиление лидерских, деловых и организационных качеств. Именно с их помощью быстро, адекватно и эффективно можно проводить необходимые преобразования. Критериями успешности развития бизнеса в условиях неопределенности становится точное выделение и системный анализ факторов, которые влияют на будущее предприятия. Правильный прогноз тенденций рынка позволяет разрабатывать стратегии, предвидеть возможные барьеры на пути к успеху и оперативно находить способы их преодоления. В кризисные периоды становится актуальным для владельца или руководителя бизнеса умение мобилизовать все ресурсы, четко расставить приоритеты и сконцентрироваться на важном до того, как оно стало «срочным», анализировать различные альтернативы и находить оптимальные варианты решений. Трудно переоценить в таких условиях управленческие качества, которые позволяют глубоко понимать интересы акционеров, партнеров, клиентов, заручиться необходимой поддержкой и действовать в нужном направлении. Достичь высокой эффективности в работе бизнеса без руководителей, владеющих современными знаниями и навыками успешного решения управленческих задач, иначе говоря, управленческих компетенций — невозможно.
ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБНОСТИ
Термин competency имеет английские корни и означает способность человека что-то делать. Управленческая (должностная) компетенция — полный набор требований к знаниям, опыту, навыкам и личностным качествам руководителя, который позволяет качественно решать определенные задачи для достижения определенных результатов.
К наиболее востребованным управленческим компетенциям топ-менеджера относятся:
- Стратегическое мышление (системность, планомерность, умение предвидеть «картинку» — результат).
- Знание базовых основ маркетинга для управления позицией компании на рынке.
- Контроль и управление финансами (менеджер должен уметь читать баланс доходов и расходов, понимать, как движутся денежные потоки, как вкладывать деньги в новый инвестиционный проект).
- Знать производство и операционную деятельность (закупка, доставка, складирование).
- Уметь организовать процесс продаж своей продукции.
- Развивать новые продукты или услуги.
- Понимать информационные технологии и применимость автоматизации.
- Осуществлять деловое администрирование.
- Знать профильное законодательство во всей его полноте.
- Руководить человеческими ресурсами.
- Обеспечивать безопасность – коммерческую, информационную, экономическую, кадровую.
- Заниматься связями с общественностью (сегодня репутация компании – это нематериальный актив; формирование бренда, имиджа компании и ее репутации слились воедино).
- Умение взаимодействовать с государством (потому что именно эта функция во многом обеспечивает успешность бизнеса в целом).
В то же время любой руководитель выполняет определенное количество административных функций: он собирает и анализирует информацию, планирует, организует, принимает решения, координирует, контролирует, мотивирует и устанавливает коммуникации.
ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ
Сегодня метод компетенций становится все более популярным в динамично развивающихся компаниях, так как предполагает использование единого языка в бизнес-процессах. Поскольку большинство из должностей могут быть описаны с помощью 10-12 индивидуальных компетенций — это эффективный способ организации процесса работы. Так, к примеру, Международная строительная корпорация «Тармак» использует 10 компетенций, а управленческая модель компании «Ксерокс» включает в себя 32 компетенции.
В некотором смысле число компетенций, используемых в конкретной модели, не имеет значения и зависит от особенностей, отрасли, специфики компании, системы управления, корпоративной культуры и др. Главное — оно должно быть удобным для ведения управленческих работ и для оценки результатов деятельности руководителя. В отечественной практике управления человеческими ресурсами при оценке топ-менеджеров считается, что существуют две основные группы компетенций, необходимые руководителю. В первую входят специальные компетенции — те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности. Например, финансовый директор должен уметь читать балансовый отчет, а руководитель группы программистов должен владеть важнейшими языками программирования. Вторая включает в себя базовые компетенции — группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.
К составляющим разделам компетенций и подходы разные. Взять хотя бы компетенцию «Планирование», основная цель которой разработать эффективную программу собственной деятельности.
В оценку деятельности того или иного топ-менеджера входят определенные критерии. И в первую очередь это способность организовать и спланировать собственную работу таким образом, чтобы эффективно использовать рабочее время, избежать ненужных усилий и уложиться в сроки. Не менее важным критерием является точная оценка времени, которое потребуется на выполнение того или иного задания. Управленец должен также периодически отслеживать темп выполнения работы, при необходимости корректируя его, чтобы уложиться в срок, уделять время анализу того или иного вопроса и всегда помнить о том, что работа должна быть завершена вовремя. Готовиться к деловым встречам, заранее знакомясь с необходимой информацией.
Эффективно использовать инструменты контроля времени (таймеры, календари, еженедельники). Выстраивать последовательность выполнения отдельных задач в зависимости от их срочности и важности. Если работа требует взаимодействия, учитывать планы своих партнеров.
ДО 80% ВРЕМЕНИ УХОДИТ У УСПЕШНЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ НА ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
ТРЕБОВАНИЯ ЕДИНЫ
Но, несмотря на разность подходов, и разное число составляющих разделов, существуют единые требования к компетенциям. Они должны быть:
Исчерпывающими. Перечень компетенций полностью перекрывает все важные рабочие деятельности.
Дискретными. Отдельная компетенция относится к определенной деятельности, которая может быть четко отделена от других. Если компетенции перекрываются, будет труднее точно оценивать работу.
Сфокусированными. Каждая компетенция должна быть четко определена, и не нужно пытаться охватить слишком многое, «раздувать» ее. Например, «техническая компетенция» — совершенно конкретна.
Доступными. Формулировки компетенций должны быть доступными, чтобы ее можно было использовать универсально, истолковать одинаково всеми менеджерами.
Конгруэнтными. Компетенции должны укреплять организационную культуру и усиливать долгосрочные цели. Если компетенции кажутся слишком абстрактными, они не принесут пользы и не будут приняты менеджерами.
Современными. Систему компетенций следует обновлять и она должна отражать настоящие и будущие (предсказуемые) потребности организации.
ЧЕМ ВЫШЕ ЧЕЛОВЕК ПОДНИМАЕТСЯ ПО КАРЬЕРНОЙ ЛЕСТНИЦЕ, ТЕМ МЕНЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ТЕМ БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
К ВЕРШИНАМ УСПЕХА
Успешное управление состоит из таких понятий, как hard skills и soft skills. Формирование топ-менеджера как специалиста по управлению начинается с приобретения навыков, которые можно разделить на две группы: hard skills и soft skills (по аналогии с hardware и software в компьютерах). Hard skills — это «железо», т.е. навыки, которые необходимы, чтобы выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне. Как правило, это фундаментальные знания о механизмах функционирования бизнеса, понимание организации как целостной системы, экономики, маркетинга, финансов, также производственные (профессиональные) навыки, используемые непосредственно в работе. Долгое время считалось, что эффективность деятельности зависит именно от их уровня развития и поэтому большую роль здесь играет диплом академического образования, уровень интеллекта, количество сертификатов о прохождении специализированных курсов.
Многие руководители сосредотачивают свое внимание на развитии именно hard skills: технических знаний и навыков. Это связано с тем, что многим отечественным управляющим действительно не хватает качественных знаний по менеджменту и маркетингу, которые стали доступны в последнее время. Как и все навыки, hard skills можно развивать, получая дополнительное академическое образование, в программах МВА и посещая различные семинары.
Однако только профессиональных знаний hard skills для успешной работы недостаточно. Переход в статус руководителя высшего звена не ограничивается овладением одними лишь техническими навыками. На практике справиться со своими обязанностями менеджерам мешает не отсутствие опыта, а неразвитые soft skills. Более высокий уровень управления требует владения более сложными качествами, навыками взаимодействия с людьми: умение общаться, выступать публично, убеждать в своей правоте, управлять своими эмоциями и эмоциями других, мотивировать, то есть soft skills, которые, в свою очередь, требуют от руководителя глубокой личностной перестройки.
Деятельность менеджера на таком уровне высшего звена управления, прежде всего, предполагает многообразные и многоуровневые коммуникации, лидерские качества, умение формировать и развивать управленческую команду, принятие решений в условиях неопределенности и представительских функций более высокого уровня. Все возрастающая важность этих навыков связана с тем, что успешные управленцы до 80% своего времени общаются с другими людьми. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем меньшее значение имеют технические навыки и тем большее значение приобретают навыки межличностные.
БОЛЬШИНСТВО ДОЛЖНОСТЕЙ МОГУТ БЫТЬ ОПИСАНЫ С ПОМОЩЬЮ 10-12 ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Особенностью soft skills является сравнительно небольшое количество существующих теорий, новых знаний и свежей информации. Развитие личностных навыков часто невозможно без значительных усилий в работе над собой, поскольку надо менять существующую «картину мира», многолетние привычки и схемы поведения. Многим успешным управленцам требуется больше времени для формирования новых навыков и умений. Имеющийся опыт и большое количество наработанных технологий затрудняют анализ поведения и поиска тех «зон роста», которые можно улучшить. Рождение новой личности (или новых soft skills) всегда связано с преодолением и воспитанием себя. Кроме того, мешает и страх изменений: если прежнее поведение работало, и причем достаточно успешно в течение многих лет, то какое восприятие окружающих вызовут новые изменения? Поэтому иногда менеджерам с большим управленческим опытом имеет смысл ориентироваться на комплексные программы обучения, быть готовыми к тому, что реальные изменения наступают после 3-4 месяцев обучения. Длительное обучение особенно востребовано, когда надо перейти на новый уровень управления (например, компания серьезно расширилась или резко усилилась конкуренция). В этом случае посещение единичных тренингов может оказаться неэффективной тратой времени. Такие программы также полезны управленцам, находящимся на пороге эмоционального выгорания, когда бизнес и управление перестают интересовать и радовать. Тогда получение новых находок и личностный рост позволяют преодолеть «управленческий кризис».