Ориентация на клиента
ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛИЕНТА
Автор: Г.К. Кувина,
Директор «Школы делового обучения»
Профессиональный консультант по управлению
Источник: журнал «Бизнес Life», №8, август 2013
Подавляющее большинство ведомых динамично растущим рынком компаний на определенном этапе развития переживают болезнь роста: при внутренних ресурсах, позволяющих генерировать рост доходов до 200%, они увеличивают продажи только на 10-30% в год. На примере одной из таких компаний расскажем, как можно выйти из этой ситуации.
Рассматриваемая компания работает в сфере IT, была зарегистрирована в 2007 году, ее основной деятельностью является обслуживание компьютерных систем клиентских компаний, принимаемое на аутсорсинг. Главным конкурентным преимуществом является предоставление комплекса услуг и решение IT-задач любой сложности.
Компания нацелена на работу с корпоративными клиентами в Алматы и Алматинской области из таких секторов, как государственные организации, представительства иностранных компаний, коммерческие организации в пищевой промышленности, строительстве, малый бизнес.
Свою деятельность IT-компания начала с привлечения в качестве клиентов друзей и хороших знакомых. Со временем она приобрела опыт, расширила спектр услуг, клиенты стали рекомендовать IT-аутсорсинг своим партнерам, их количество стало увеличиваться, и бизнес начал быстро расти. С 2010 года появились контакты с крупными предприятиями и международными компаниями. За это время штат сотрудников увеличился с 32 до 48 человек.
Однако рост бизнеса выявил проблемы качества обслуживания клиентов, отсутствия позиционирования на IT-рынке и недостатки менеджмента. Существовавшая ранее «семейная» система управления стала неэффективной.
Вначале для поиска выхода из создавшейся ситуации среди сотрудников компании был проведен опрос, который помог выявить существующие проблемы. Выяснилось, что в работе компании есть признаки постепенного ухудшения качества работы. Например, возникают ситуации, когда, несмотря на принятые меры, одна и та же проблема возникает снова и снова. Руководитель компании перегружен и постоянно работает сверхурочно. Обсуждение результатов работы проходит непродуктивно, так как отсутствует методика их оценки. Не отслеживается уровень обслуживания клиентов, их потребности и удовлетворенность услугами, не ведется работа с потерянными или неактивными клиентами; не отслеживается эффективность маркетинговой кампании. Процедура регистрации и обработки жалоб не формализована и не утверждена. Не ведется работа по базе клиентов, соответственно, нет отчетности по ней и анализа ее эффективности, а часто передаваемая устно информация забывается, теряется или искажается при ее передаче. Отсутствует планирование продаж и прочее.
Руководство фирмы обратилось к нам за помощью в построении клиентоориентированной компании с реорганизацией системы управления.
В ходе проекта консультантами совместно с руководством и сотрудниками компании была разработана миссия, видение и долгосрочные цели компании. Также был выполнен анализ внешней и внутренней среды, выявлены и проанализированы сильные и слабые стороны управленческих функций, сформированы решения проблем, разработана стратегия развития, составлены годовые и текущие планы работы. Была оптимизирована организационная структура и разработаны регламентирующие документы, сформирована система отчетности и контроля, новая система ключевых показателей эффективности (KPI) и корпоративной пакет материальных и нематериальных мотиваций.
Результаты
Работа была завершена в конце декабря 2011 года. В ходе проекта была оптимизирована система управления, ликвидирован стихийный менеджмент, внедрены такие функции управления, как планирование, постановка задач, коллективное принятие решений, мотивация и делегирование.
Описание и оптимизация организационной структуры позволили ликвидировать дублирующие функции, перераспределить обязанности между руководством, отделами и сотрудниками. Организационный порядок и делегирование привели к замене внешнего контроля директора самоконтролем работников, к устранению конфликтов руководителей и подчиненных по поводу обязанностей и ответственности. Разработка регламентирующих документов повысила степень использования ограниченных ресурсов небольшого бизнеса за счет внедрения четких правил выполнения работ, зон ответственности, системы поощрения и нематериальных мотиваций.
После того как была создана система контроля и KPI для достижения стандартов качества обслуживания и результатов работ, поднялось качество обслуживания клиентов. Также был сформирован коллективный орган управления — совет развития, который занимается вопросами стратегического планирования, контроля над реализацией стратегии, поддержанием процессов регулярного менеджмента и самоуправления.
По итогам работы были определены следующие основные положения кадровой политики IT-компании:
«Наша компания — это динамично развивающаяся компания с высокими требованиями к компетентности и мотивации сотрудников. Мы отдаем предпочтение энергичным и целеустремленным специалистам, ориентированным на развитие и совершенствование профессиональных навыков. Мы стремимся четко определять индивидуальные задачи, создавать условия для продуктивной и комфортной работы, оценивать работу сотрудника по конкретным и объективным результатам.
Кадровая политика компании направлена на развитие и укрепление кадрового потенциала. В коллективе всегда приветствуются новые, ответственные, инициативные сотрудники, которые умеют работать в команде, стремятся к совершенствованию и развитию. IT-компания предлагает своим сотрудникам конкурентоспособную заработную плату, систему премирования, пакет социальных и нематериальных мотиваций.
В компании действуют программы обучения, которые позволяют эффективным сотрудникам приобретать новые компетенции, планировать и строить свою карьеру в организации. Мы поддерживаем стремление к развитию и создаем специальные условия для тех, кто обладает необходимыми профессиональными и деловыми качествами».
ДЛЯ КОМПАНИИ-КЛИЕНТА БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ НА 2О12 ГОД:
- Увеличить продажи на 100% по сравнению с 2011 годом.
- Увеличить клиентскую базу на 30% за счет привлечения новых клиентов методом активных продаж.
- Увеличить объем предоставляемых услуг действующим клиентам на 70%.
- Снизить количество жалоб в 5 раз — с 40 в 2011 году до 8 в 2012 году.
- Получить не менее 30 положительных отзывов клиентов за год.
- Оптимизировать управление — внедрить систему регулярного менеджмента.
- Увеличить штат сотрудников на 40%.
- Увеличить производительность труда сотрудников на 60% за счет автоматизации, новой техники и внедрения управленческих технологий
Мнение владельца, генерального директора компании:
«В конечном счете наша компания получила желаемый результат. Качество бизнес-процессов по обслуживанию клиентов улучшилось. Количество претензий и нареканий клиентов снизилось до нуля, а количество положительных отзывов и благодарственных писем, наоборот, повысилось. Внедрены ежедневные планерки для обсуждения качества обслуживания клиентов и обратной связи с заказчиками. Также важным результатом стало совершенствование оргструктуры, четкое распределение обязанностей и ответственности, более активно стали работать начальники отделов. Кроме того, изменился стиль управления директора, который перестал принимать быстрые и необдуманные решения, так как получил возможность анализировать работу как по отделам, так и по каждому сотруднику за счет оперативных ответов. Была проанализирована работа директора, выполнено делегирование обязанностей начальникам отделов. Это позволило разгрузить время первого руководителя, который отошел от выполнения мелкой текущей работы и стал заниматься вопросами улучшения отношений с существующими клиентами и привлечения новых клиентов, крупными проектами и инновационными техническими решениями. Результатом внедрения активного взаимодействия с клиентами явился рост продаж существующим клиентам в январе 2012 года на 25%, клиентская база увеличилась на 10%, снизились авралы в работе».
РЕШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Стратегия № 1
Наладить четкую организацию работы с внедрением кадровой политики и системы управления персоналом.
KPI:
- Количество невыполненных заявок из-за неисправности автомашин.
- Количество факторов нематериальной мотивации, внедренных в 2012 году.
- Количество нарушений регламента работы по субботам.
Стратегия № 2
Повысить качество обслуживания клиентов через оптимизацию процедур и разработку документов, регламентирующих работу с клиентами.
KPI:
- Количество положительных отзывов клиентов по результатам выполнения заявки (визита к клиенту).
- Количество заявок, принятых напрямую от клиента.
- Число полученного и возвращенного оборудования. Число отремонтированной техники в месяц (неделю).
- Число заправок картриджей в месяц (неделю).
- Число клиентов, которых проинформировали об услугах компании (методом рассылки, по телефону, при личной встрече).
- Количество жалоб, поступивших от закрепленных за каждым системотехником клиентов (по почте, по телефону, при личной встрече).
- Оборачиваемость дебиторской задолженности (количество дней).
- Число проблем, которые повторяются более 2 раз в течение 6 месяцев.
- Процент выполнения плана работы по профилактике проблем клиентов.
- Количество выездов по профилактическим и аварийным заявкам.
Стратегия № 3
Реорганизовать систему управления с внедрением системы коллективного управления.
KPI:
- Количество обязанностей директора, делегированных начальникам отделов и ключевым специалистам (плановое количество — 30%).
- Изменение соотношения обязанностей директора (по видам работ).
- Перечень обязанностей, полномочий, прав и ответственности совета развития как коллективного органа управления.
Стратегия № 4
Повысить продажи за счет внедрения системы активных продаж.
KPI:
- Описание бизнес-процесса и воронки активных продаж.
- Определение показателей продаж.
- Планы и формы отчетности менеджеров по продажам.
- Внедрение системы активных продаж.
- Налаженная работа с утерянными и неактивными клиентами с отчетностью.
- Перечень методов стимулирования клиента для повторных покупок услуг.