РЕПОРТАЖ СО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ КУВИНОЙ Г. «СТРАТЕГИЯ. ХИНДИ – ЭТО»
Автор: Бекжан Идрисов,
Журнал Технологии управления, №1 (Январь) 2005
Эту встречу Ольга готовила давно. Позади долгие переговоры, тянувшиеся почти два месяца. Оставалось несколько минут, перед тем как с головой окунуться в Новое. В эти минуты Ольга была спокойна, и даже предчувствие чуда, которым она жила последние недели, ушло на второй план. Хотя волноваться были причины: Ольга впервые в своей жизни обратилась за помощью к консультанту по стратегическому планированию. Чудеса случаются в жизни, и к некоторым чудесам приложили руку именно бизнес-консультанты.
Ольга Актаева, директор туристического агентства «Рекко-Примэкспресс»:
— Конечно, я понимала, что бизнес нужно развивать и без помощи профессиональных мне не обойтись. Я давно слышала о бизнес-консультантах, но считала, что это дорогое удовольствие. А тут вдруг узнала, что есть такие консультанты, да еще и бесплатно! Конечно, я не могла пройти мимо этого и решила попробовать. Вдруг и вовсе поменяю сферу бизнеса, как это сделали мои знакомые.
Гульнур Кувина, консультант по стратегическому планированию корпорации «Прагма»:
— Ольга меня буквально «затерроризировала». Я не очень люблю работать с небольшими компаниями. Но «Рекко-Примэкспресс» стал редким исключением в моей практике. Во-первых, Актаева настойчива, а для предпринимателя это немаловажный фактор. Во-вторых, компания на рынке работает уже почти 15 лет. В нашей стране это сродни подвигу, тем более на рынке туристических услуг, где очень сильная конкуренция. Интересно посмотреть, что у нас получится
Так началась история деловых отношений двух женщин. Они уже доказали свою состоятельность и себе, и своим коллегам, и своим клиентам. Причем каждой из них мало просто «зарабатывать бабки». Ольга хочет новизны в бизнесе, а Гульнур — для бизнеса. Можно было бы сказать, что их свела судьба. Однако же судьба — это не какая-то данность, а лишь результат стремления к цели. Интересно, что умение ставить и формулировать цели и задачи станут главной темой их совместной работы. И первая встреча — только начало пути.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
Строго говоря, их первая встреча уже прошла. На ней отрабатывались условия работы. Что интересует консультанта? Где, когда и как мы начнем работать. Тогда же собирается и первая информация о фирме. Из их встречи Гульнур сделала интересный вывод: предприниматели, как правило, мало что знают о своей фирме и не торопятся делиться информацией. Доходило до того, что по нескольку месяцев приходилось убеждать руководителя компании предоставить финансовую информацию. Как будет на этот раз? И вот первая встреча в офисе «Рекко-Примэкспресса». Обязательное условие — присутствие всех ключевых сотрудников компании. Фирма небольшая, значит, людей будет немного. Так и есть: всего шесть человек. Поскольку коллектив женский, то и преимущества свои, женские: горячий чай, печенье и море обаяния, и все это не «по протоколу», а от души. Первое условие продуктивной работы — не отвлекаться. Поэтому звонки в офисе поручены девушке-практикантке (клиенты-то ждать не будут), а Кувина просит выключить сотовые телефоны.
У консультанта на выездных совещаниях минимум амуниции: несколько листов ватмана, диктофон, маркеры. Бумага расклеена на стенах. Постепенно на ней появляются штрихи стратегического плана. Стратегия по Кувиной — это набор решений. И модель компании строится на четырех китах: маркетинг + продажи, производство + качество, организационное развитие и финансы. На маркетинге и продажах очки Ольги легли на стол, а девушки откровенно заскучали. Конспектировала только… сотрудник компании по имени Юлия. Все сотрудники «Рекко-Примэкспресса» имеют профильное образование в сфере туризма, но маркетинг никого не вдохновлял. Скорее всего, им непонятно предназначение маркетинга. На HR (Human recourses) коллектив «Рекко-Примэкспресса» выглядел уже задумчивым. Ольга же откровенно дремала. Ей удалось однажды поднять компанию из пепла, когда от нее ушли почти все сотрудники. Подбор кадров ведется тщательный, но пока это любительский уровень. Смысл HR: люди — это тоже ресурс, а квалифицированных управленцев этим ресурсом в Казахстане вообще катастрофически не хватает. Но HR, как и само стратегическое планирование, — это все-таки работа для высшей лиги. Глоток чая взбодрил Актаеву, очки вернулись на нос, и дальше дело пошло веселее. О финансах Ольга сообщила только, что финотчеты она не любит, этим занимается ее партнер Галина. «То, что мы динамику доходов не отслеживаем, меня беспокоит», — подытожила шеф компании. Спектр вопросов прояснился.
Итак, видение компании в 2008 году. Первым делом консультант предлагает сотрудникам «Рекко-Примэкспресса» определиться со сроком, на который будет рассчитана стратегия. Сошлись на трехлетнем плане. Видение компании определяется на 2008 год, на ближайший год необходимо сформулировать цели, далее будут разработаны трехмесячные функциональные стратегии, и все это дробится на конкретные действия сроком на 1—2 недели. Постепенно люди втянулись в обсуждение. Интересная деталь. Ольга Актаева пожелала, чтобы ее подчиненные высказывались активнее. На самом же деле первую скрипку играла она сама. Лидер — он и есть лидер. Дальше началось обсуждение модели компании, основанной на тех четырех китах. И тут женщин понесло.
— Это фантастика!
— Сейчас закроем глаза и пофантазируем.
— Я хочу, значит, могу?
— Нет, нужно подходить к видению, как к уже сделанному результату.
Очки Ольги вернулись на нос.
— Я вижу в 2008 году свою компанию монополистом на рынке продаж круизов! — твердо заявила она.
К чему ей монопольное положение? Тем более что «Рекко-Примэкспресс» и сейчас единственный в Казахстане туроператор, продающий круизы. Но она упорствует, даже несмотря на сильный аргумент, что слово «монополия» у нас часто употребляется как ругательное, хотя в самом понятии нет ничего предосудительного. Дальше — больше: филиальная сеть в Центральной Азии, лидер рынка, вложение своих денег в круизные компании, в развитие и прочее. В блондинке Актаевой проснулся бизнес-зверь.
— Да вы, Ольга, оказывается, милитаристка!
— А вы бы не пришли, если бы я не сказала, что я белая и пушистая!
Обсуждение видения длится около 30 минут. Казалось бы, слишком много времени для того, чтобы каждый сотрудник высказался. Но в действительности немного для людей, которые свою стратегию никогда не обсуждали. Все их слова аккуратно вписываются на ватман. Позже консультант свела все это воедино и дала четкую формулировку. Далее по пунктам-китам.
Видение компании в 2008 году: |
МАРКЕТИНГ + ПРОДАЖИ
— Кто клиенты?
— VIР и корпоративные клиенты. Да, есть разные цены, но не покупают круизы ВСЕ!
— А мы ведь не только круизами занимаемся…
— Возвратность клиентов — это вопрос маркетинга…
— Раньше нас называли семейной компанией, потому что люди семьями через нас ездили отдыхать.
— О, это другой канал сбыта!
— Какая разница — VIР или нет? Все клиенты платят деньги.
— И все-таки VIР остается всегда VIРом, но слово давайте уберем.
Все осуждение заняло минут пятнадцать. Даже в это время все тезисы формулирует все-таки консультант.
Стратегические цели компании на 2005 год:
|
КАЧЕСТВО ПРОИЗВОДСТВА
Гульнур предлагает перейти к следующему пункту.
— Профессиональные кадры высочайшего класса, — бодро откликается Ольга Актаева.
Но речь пошла о качестве производства. В «Рекко-Примэкспрессе» производят услуги. Как оценить их качество, каким мерилом? Оказывается, капиталисты уже давно все придумали: сертификация отраслевая либо по ISO 9000. На лицах — недоумение. Обсуждение уходит в сторону. Ольга зевнула («А как же качество?» — «Потом»), но быстро сконцентрировалась. Нелегкое это дело — стратегическое планирование. В общем, есть над чем подумать туристической компании, особенно на фоне, мягко говоря, тотальной непритязательности казахстанских туристов к качеству услуг.
Видение компании по параметрам качества производства: |
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
Кадры решают все! Эти слова главного менеджера крупнейшей державы мира Сталина актуальны и по сей день. О кадрах в туристической компании «Рекко-Примэкспресс» было сказано чуть раньше. Но Ольга с удовольствием вернулась к этой теме (все-таки люди для нее важнее финансов). Здесь обсуждение достигло апогея. В шуме можно было разобрать лишь обрывки фраз.
— Когда люди будут мотивированы?
— Главное — взаимозаменяемость… — Мы же не берем всех умных…
— …а они приходят?
— У Даши интеллект!
— Мы дружим на регулярной основе.
— Компьютеров не хватает…
— Понты — это классно!
— Вообще, пальцы здесь нипричем…
— Ну я же не к вам!..
И еще раз о коллективе. Гульнур Кувина отметила, что сотрудникам «Рекко-Примэкспресса» не хватает навыков оперирования специальными терминами, на что Ольга отреагировала очень по-женски:
— Для меня это хинди. Мы тут все — на хинди.
Пока «на хинди». Но формулировку записали на русском. Зазвучало просто и понятно, почти как у Сталина, но с актаевским шармом и кувинской точностью.
Видение компании по организационному развитию: |
ФИНАНСЫ
Разговор о финансах был стремительным. «1С-бухгалтерии» нет, но она нужна. Гульнур договаривается, что эту тему она будет персонально обсуждать с Галиной, совладельцем «Рекко-Примэкспресса».
Видение компании в финансовой сфере: |
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН?
Денежную тема логично продолжила тема прибыли.
— Есть ли у вас план на 2005 год?
— Нет, — просто ответила Актаева.
— Мы думаем, что не умеем планировать.
— Какой реликт! — только и восклицает Кувина.
В общем, сошлись на том, что прирост прибыли на 10—15 процентов может считаться чем-то похожим на план. Кстати, Галина уверена, что рост объемов невозможен, а вот Ольга уверена в обратном. За счет чего можно обеспечить рост прибыли? Актаева считает, что за счет совершенствования технологии продаж. По большому счету, речь идет даже не о цифрах, а о том, на что именно будет нацелена компания в целом и каждый ее сотрудник в частности. Сказать, что это невозможно — просто. Никакой ответственности, никаких «напрягов», и жить продолжаем также, как до встречи с консультантом по стратегическому планированию. Но раз уж решили планировать стратегию, то слово «невозможно» придется исключить из лексикона. Теперь о цифрах. Кувина задала интересный вопрос. Можно ли считать 10 процентов критическим ростом? Для компании, которая через три года хочет стать лидером рынка туристических услуг в Казахстане, наверное, нет. А вот рост прибыли на 50 процентов может стать прорывом. С другой стороны, такой рост, как говорят сами сотрудники «Рекко-Примэкспресса», может обеспечить один заказ. Значит, надо садиться и
считать. И если один клиент может вывести компанию в прорыв, то из этого можно сделать методику и систематизировать работу с другими клиентами. Так рождаются цели.
ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ…
У какой компании нет проблем? Они есть у всех. Суть стратегического планирования как раз и заключается в том, чтобы вычленить проблемы, систематизировать их по «китам» и разработать для их решения функциональные стратегии. Кувина просит каждого написать список проблем, угроз, препятствий и недостатков. Анонимно. Были случаи, когда руководители компаний спешили наказать своих подчиненных за откровенность.
Консультантам приходится объяснять прописные истины: озвучивание своих проблем ведет к их решению, а не к позору. В течение десяти минут в офисе было очень тихо, даже клиенты перестали в этот момент звонить. Мы с Гульнур Кувиной успели перекинуться парой слов.
Компания соответствует уровню развития туристического рынка в Казахстане. Отсутствие цели у «Рекко-Примэкспресса» — это и очарование, и сила. Возможно, им и не надо становиться огромной корпорацией, а гораздо важнее, чтобы коллектив был дружным и чтобы они зарабатывали себе на жизнь. То есть планы и цели зависят от степени амбициозности лидера. Компании бывают разные, и главный принцип работы консультанта — не навязывать планы, а лишь помогать компании успешно работать, — делится Гульнур Кувина.
Время вышло. Список проблем Ольга Актаева попросила меня не публиковать. Но ознакомившись с ним, я не нашел там ничего нового, это секрет Полишинеля. Проблемы типичны для любой компании. Впрочем, уговор дороже денег.
Функциональные стратегии компании: Стратегия 1. Внедрение эффективной маркетинговой работы. Стратегия 2. Обеспечить внедрение стратегического плана развития к концу 2005 года не менее чем на 90%. Составить программу развития компании. Стратегия 3. Провести техническое оснащение рабочих мест. Внедрить внутрикорпоративную систему качества. Стратегия 4. Повысить качество финансового управления. |
Первая встреча бизнес-консультанта Гульнур Кувиной в компании «Рекко-Примэкспресс» закончилась. Я провел несколько незабываемых часов с прекрасными женщинами. Пересмотрел свои взгляды на способность женщин руководить бизнесом. Они могут это делать, а когда спланируются, то удержать их будет трудно. До этого, правда, еще надо дожить. Руководитель туристической компании «Рекко-Примэкспресс» Ольга Актаева сделала первый шаг. Мы договорились, что журнал «ТУ» будет следить за их стратегическим планированием и в каждом номере знакомить наших читателей с результатами. Ценю доверие, ибо на такое не отважился ни один мужчина-предприниматель из числа моих знакомых. Мне и вправду захотелось узнать, чем же закончится эксперимент Ольги Актаевой. Жду следующей встречи…
Бекжан ИДРИСОВ