Делегируй эффективно (управленческие компетенции)
Делегируй эффективно (управленческие компетенции)
Автор: Г.К. Кувина,
Директор «Бизнес Консалтинг Тренинг»
Источник: журнал «Бизнес Life», №5(11), май 2008
Грамотная организация работ и правильное распределение зон ответственности между руководителями разного уровня — ключевая компетенция топ-менеджера любого предприятия.
В сегодняшних условиях развития рынка среднее звено управления является основной движущей силой развития предприятия. Должности руководителей этого уровня в разных компаниях называются по-разному: линейные менеджеры, руководители структурных подразделений, менеджеры среднего звена, руководители бизнес-направлений или проектов, руководители филиалов. Независимо от наименования, всех менеджеров среднего звена объединяет функция управления группами непосредственных исполнителей, т.е. рабочими или специалистами.
Главной задачей руководителей среднего звена является предельно точное донесение всей информации от высшего руководства до подчиненных, выполнение поставленных задач, организация работы на своем уровне, текущая координация деятельности исполнителей и решение вопросов взаимодействия с другими подразделениями. В отношении к роли руководителей подразделений проявляется отражение индивидуального стиля управления высшего менеджмента. На практике прослеживается зависимость от степени централизации или децентрализации управления компанией.
Децентрализация управления
В менеджменте централизация — это, прежде всего, передача доли полномочий и обязанностей по принятию решений от подчиненных менеджеров к руководителю высшего звена. Топ-менеджеры принимают все решения, а линейные менеджеры лишь выполняют их директивы. Децентрализация же подразумевает распределение полномочий по нижестоящим уровням управления, при этом процесс принятия решений перемещается сверху вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности. Но, как правило, полностью централизованных или децентрализованных организаций не существует. Степень централизации варьируется от компании к компании, разница состоит лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий. При децентрализованной структуре за высшим руководством остается только решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов бизнеса по подразделениям, координация и оценка их деятельности. Децентрализация управления обычно нужна, чтобы разгрузить в информационном плане топ-менеджеров, повысить низкие уровни ответственности и информированности линейных руководителей. Она же позволяет быстрее разрабатывать решения при участии непосредственных исполнителей, более точно отражать реальную ситуацию, отказаться от рассмотрения второстепенных проблем и сократить информационные потоки. Как считает руководитель «Дженерал Моторс» А. Слоун: «Хороший менеджмент основывается на примирении централизации и децентрализации».
Иерархия и уровни управления
Для максимального использования потенциала руководителя среднего звена необходимо четко разграничивать уровни управления и соблюдать иерархию. Иерархия как принцип управления основана на подчиненности. Иерархия действует не только в среде персонала организации, т. е. между менеджерами, или между менеджментом и исполнительной частью персонала, или между специалистами, но и между подразделениями, где отношения устанавливаются в соответствии с организационной структурой управления в компании. Поэтому и среди подразделений компании есть те, которые руководят, и те, которые подчиняются вышестоящему подразделению.
Уровни управления отражают координацию управленческой и исполнительной деятельности в организации. Полный цикл управления можно представить как путь от общего руководства стратегией к оперативному управлению ее персоналом и функциональными подразделениями.
Особенность структуры разделения управленческого труда определяется характеристиками каждого уровня управления. Поэтому различают:
Нижний уровень управления (мастер, бригадир, старшая медсестра). В его ведении — непосредственное управление персоналом подразделений, занятым выполнением работ по производству продукции или услуг. Работа этой категории менеджмента отличается напряженностью и наполненностью разнообразными действиями. Здесь руководители больше общаются со своими подчиненными, меньше — с равными себе по должности из других подразделений и незначительно — с вышестоящим менеджером (руководителем).
Средний — координирует работу подразделений нижнего уровня управления и больше ориентирован на оперативное управление и решение кадровых вопросов. Сюда входит: подготовка информации для принятия решений руководством организации; доведение управленческих решений, принятых владельцем или руководителем компании, до подразделений нижнего звена управления, до всего менеджмента; исполнение принятых руководством фирмы управленческих решений во внешней среде в направлении партнеров, клиентов и конкурентов. Большую часть рабочего времени здесь отнимает устное взаимодействие,
Высшее звено управления выполняет руководство всей организацией в целом для реализации ее миссии на рынке. Именно оно несет ответственность: за принятие важнейших стратегических решений; за основные направления деятельности организации, координацию работы всех подразделений ее организационной структуры.
Искусство управления — это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Реальность сегодняшнего бизнеса такова, что практически каждый директор компании, да и все топ-менеджеры, оказываются предельно загруженными огромным количеством задач. В связи с этим встает вопрос «передачи» части выполняемой ими работы своим подчиненным, или делегирования. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми.
Полномочия руководителя — это права и соответствующие им обязанности, которые могут передаваться от него к подчиненным для эффективного выполнения порученной работы. Делегирование полномочий формирует оптимальный барьер между должностями руководителя и исполнителя, что позволяет сплачивать персонал организации (подразделения) в ходе решения поставленных задач и добиваться создания рабочего климата без конфликтов. Полномочия делегируются так далеко вниз, как это возможно. Делегирует их только руководитель для своих подчиненных до того уровня, на котором находится его компетентность и информация для принятия решения.
Полномочия и делегирование
Искусство передачи полномочий зависит от восприимчивости к новым идеям, готовности передать решение определенных вопросов низшему звену управления, способности доверять низшему звену управления, стремления осуществлять общий контроль. Делегирование полномочий — это не способ уйти от ответственности. Это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование полномочий позволяет компании быстрее реагировать на запросы клиентов и на текущие обстоятельства в деятельности бизнеса. Как правило, компании с менее жесткой иерархией отличаются высоким качеством обслуживания, а взаимодействие подразделений осуществляется в них с меньшим количеством проблем.
Ключевой вопрос, который должен решить руководитель, — это определить границы полномочий. Как их определить? Вопрос делегирования традиционно является для топ-менеджеров одним из самых непростых. Как найти достойного заместителя? Как пересилить себя и поделиться с ним браздами правления? Ну и, наконец, как предугадать, к чему все это в итоге приведет?
Умение делегировать не только одни из важнейших навыков управления, но и один из самых сложных инструментов оперативного управления для всех — от руководителя до рядового специалиста. Это своего рода основной рецепт эффективного управления. Делегирование — это достаточно высокий уровень компетенции, возможность или умение стратегически мыслить и доверяться тому человеческому ресурсу, который у тебя есть. При передаче полномочий руководитель должен четко понимать, как контролировать промежуточные итоги и что станет конечным результатом. Многое здесь также зависит от истории развития менеджмента в компании.
В случае успешного делегирования полномочий характер взаимоотношений руководителя и подчиненных существенно меняется. У топ-руководителя появляется больше свободного времени, участие менеджеров среднего звена в управлении возрастает, появляется компетентность, заинтересованность, возможность самостоятельно вести работу в подразделении, приобретается уверенность в себе. Делегирование позволяет руководителю высшего звена заниматься его основной функцией: решать стратегические и наиболее сложные задачи компании, позволяя ей не только выжить в условиях жесткой современной конкуренции, но и расти и развиваться.
Статистика показывает, что делегирование позитивно воспринимают как линейные менеджеры, приобретающие дополнительный «вес», так и их руководители, передающие излишний вес полномочий.